Ты помнишь, как все начиналось?

Все было впервые и вновь
И делали моды
И моды звались: ...

Counter-Strike, Team Fortress Classic, Day of Defeat.

Ровно десять лет назад публике представили Half-Life. Помню отчетливо: у меня тогда был Pentium 100, 16 мегабайт оперативки, S3 Trio 64V+ 2MB и винчестер на целый один гигабайт. И 400 мегабайт занимал Half-Life, который довольно шустро шел в разрешении 400x300. И после школы пять дней я долго и упорно проходил эту игрушку, а потом были клубы, на мощёвых компьютерах которых (в них стояли VooDoo 4-х мегабайтные) мы рубились до полного истощения кошелька.

![background](http://img.skitch.com/20081120-5hy7g8cep8ds31s1atcf1rbhw.jpg)

Тогда же вышла демка Quake 3, но постепенно популярность отдавалась именно Half-Life. Unreal и прочие сдались довольно легко, Гордон Фримен со своей монтировкой куда узнаваемее всех остальных героев того врмени.

Ну а потом появился некий мод для Half-Life и так родился самый популярный сетевой шутер — Counter-Strike. Стоит отметить, что до сих пор большей популярностью пользуется именно CS 1.6, на движке той самой десятилетней давности. Маргиналы отрицают движок Source, который выглядит куда симпатичнее, и продолжают резаться в старинный CS.

Потом была Team Fortress Classic, которая не снискала особой популярности у нас (чего не скажешь о вышедшей чуть более года назад TF2) и Day of Defeat (DoD).

Кстати, из модов, сделанных энтузиастами, проекты выросли в самостоятельные продукты, а авторы и разработчики сейчас неплохо зарабатывают.

Вот тут хорошее видео про 5 модов для HL. На английском, но все понятно.