Путин В.В. выступил на заседании Госсовета

К сожалению, я не смог целиком посмотреть это выступление в прямом эфире, потому что обед у меня не такой долгий. Позже нашел это здесь и прочитал.

Обычно я спокойно пропускаю большую часть речей политиков, но это выступление имеет важное значение, это одна из последних речей Путина как действующего президента и, фактически, его наказ последователям. Именно отсюда можно узнать или догадаться о грядущих переменах в стране, ибо пустого трепа на заседаниях Госсовета нет.

Выступление было начато с экскурса в историю, ровно на восемь лет назад. Картина нарисована жесткая и довольно нерадужная, более похожая на статьи прозападных СМИ в тот и последующие периоды.

Подготовка к агрессии против России, к отторжению её исконных территорий велась абсолютно открыто.

Армия была фактически деморализована и небоеготова. Техника стремительно устаревала.

Сама Россия представляла из себя «лоскутную» территорию.

Государственная власть была малоэффективна.

Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство.
Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований.

... Что это значит? Это значит, что треть наших граждан обнищала. Полностью.

Обострился и демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла.

Богатая Россия превратилась в страну бедных людей.

Слышать эти слова из уст главы государства мягко говоря страшно – складывается впечатление, что все мы были на волосок от гибели. Обычно сор из избы не выносят, но по такому случаю и в такой ситуации это вполне приемлемо, кто же еще резанет правду-матку на всю страну, как не ее Президент? Если бы Медведев выступил с таким докладом, это было бы воспринято в штыки, как попытка охаять предшественников, и могло бы отразиться на его рейтинге. Рейтинг же действующего Президента от таких заявлений только укрепится.

После Президент говорил о сделанном для исправления сложившейся ситуации, что вполне логично.

Было проведено чёткое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправления – с одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, с определением их финансовой и материальной базы. Я знаю, что здесь еще многое предстоит сделать, но вектор определен.

А теперь я кое-что объясню. По принятии закона «О местном самоуправлении...» я впал в небольшую прострацию – независимости на места дали столько, что они вряд ли «смогли ее унести» (Б.Н. Ельцин). Самое страшное в том, что бюджеты муниципальных образований должны стать абсолютно самостоятельными, такого не было уже почти сто лет в истории нашей страны. При коммунизме была единая экономическая система, в наши дни значительная часть бюджетов муниципальных образований (города, поселки, деревни и прочее) формируется за счет федерального бюджетаых средств. Введение этой нормы неоднократно откладывалось, однако уже с конца этого года МО должны стать самостоятельными.

Проблема в том, что своих источников финансирования у них практически нет. Основными источниками дохода являются налоги и сдача в аренду имущества, принадлежащего муниципалитету. В крупных городах вторая статья принесет значительно больший доход – аренда земли, доставшихся по наследству зданий, – это солидные деньги. В деревнях и поселках этого нет, вся земля в собственности фермеров или мертвых колхозов/фермерских хозяйств, строений для сдачи в аренду (как и спроса) нет.

Вторым источником являются налоги, местные налоги. Их существует ровно два – земельный налог и налог на имущество физических лиц. Реформа земельного налога значительно (почти в 5 раз) сократила поступления по земельному налогу, а налог на имущество физлиц также составляет довольно небольшую сумму. В итоге налоговые поступления в местные бюджеты небольших городков с населением 300-400 тыс. человек в год составят 10-20 млн. рублей. Этих денег совершенно не хватит даже на поддержание инфраструктуры, не говоря уже о благоустройстве, ремонте государственного жилья и прочего.

В таком свете, возможно, вступление в силу всех положений закона «О местном самоуправлении...» вновь будет отложено.

Укреплена материальная база и реальная независимость судов.

Сущая правда. Судьи со стажем в Саратове в среднем получают по 70-90 тыс. рублей в месяц (плюс премии), что для нашей провинции неплохо.

Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза. Я прекрасно знаю всё, что связано с инфляцией: рост цен и так далее, – но, повторю, реальные доходы всё-таки выросли в 2,5 раза, пенсии – также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

В принципе верно для бюджетников (особенно для судей =), но не могу судить как обстоят дела у предпринимателей.

Далее Президент плавно переходит к далеко идущим планам, заглядывая за 2010 год, когда заканчивается планирование бюджета. Основным направлением видится развитие производства и сокращение потребления импортных товаров. А для этого необходим принципиально новый подход.

Но хочу особо подчеркнуть и хочу, чтобы все это поняли: темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня.

Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики.

Реформа уже идет полным ходом и я, семь лет назад покинувший парту, уже мало что понимаю в школьном образовании. Какие-то тесты и прочие непонятные вещи, хотя учебники остались прежними. Уже представляю, как придется ломать собственные стереотипы когда настанет пора отдавать ребенка в школу.

Сегодня каждый второй мужчина в стране не имеет шансов дожить даже до 60 лет. Позор! А граждан России всё ещё становится меньше с каждым годом.

Считаю, надо сделать всё, чтобы уровень смертности в России сократился более чем в 1,5 раза, а средняя продолжительность жизни в России увеличилась к 2020 году до 75 лет.
Для этого нам потребуются самые серьёзные, системные изменения и в организации медицинской помощи, и в техническом перевооружении медицинских организаций, и в качественном изменении кадрового потенциала здравоохранения.

Собственно причина тут не только в государственной системе здравоохранения. Отвратительная экология и не вступившие в силу или реально не работающие правовые акты в этой сфере (я уже на автомате блокирую поступление воздуха в машину если впереди идет автобус, ибо эта гарь ну никак не соответствует ЕВРО-2) являются причиной многих хронических заболеваний жителей больших городов. Сердце и легкие начинают барахлить в детском возрасте, неудивительно что дожить до 60 сложно. В деревнях процветает пьянство, причем не водки, а непонятных сивух и бормотух, наркомания. Перечень можно продолжать сколько угодно, но кроме развития здравоохранения следует позаботиться о том, чтобы клиентов у этой системы было как можно меньше.

И, конечно, нам необходима действенная политика поддержания семьи. Базу для такой политики составят как уже принятые серьёзные решения, так и новые меры.

Еще как нужна. Существующие решения на себе я не ощутил, ребенок целиком и полностью висит на моей семье. Качественный, а значит негосударственный, садик и медицинское обслуживание сразу съедает треть моей месячной зарплаты. Я не прочь завести второго ребенка и вполне смогу его содержать, однако для этого придется существенно пересмотреть свой бюджет и расходы, настолько существенно, что сейчас я к этому не готов. Обещанные 250 тыс. рублей за второго ребенка это просто смешно, этих денег не хватит даже на покупку 1/10 двухкомнатной квартиры среднего уровня в непрестижном районе, а ведь именно расширение жилищных условий необходимо для заведения второго ребенка.

Необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала. Для этого требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан. Обращаю на это внимание и Правительства, и депутатов Государственной Думы: освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений.

Непонятно. Налоги платятся с налогооблагаемой базы, которая состоит из разницы доходов и расходов. Положим, что это просто неудачная формулировка и скорее всего имелось ввиду введение дополнительных и увеличение существующих налоговых льгот и вычетов. Например, если ты учишься в ВУЗе на платной основе, то государство меньше налогов с твоего дохода; для предприятий соответственно льготы возникнут при страховании сотрудников. На практике – головная боль налоговикам и правоохранительным органам, так как многие захотят уклониться от уплаты налогов таким образом.

Все, кто готов работать, должны иметь возможность хорошо зарабатывать, в том числе накопить достаточно средств и для сохранения достигнутого уровня жизни после завершения трудовой деятельности.

Мне кажется что пенсионная система в действующем виде устарела. Самый лучший способ позаботиться о старости – приобрести источник постоянного дохода в течении жизни, будь то свой надежный бизнес или инвестиции в умеренные ценные бумаги. С появлением негосударственных пенсионных фондов возможности значительно увеличились, однако их целесообразность вызывает сомнение. Как-то было подсчитано, что для получения пенсии в 200 долларов необходимо ежемесячно отчислять на протяжении минимум 20 лет 180 долларов, и это в негосударственный фонд!

Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений.
Это, прежде всего, формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.

Что же такое инновации? Пока все заканчивается пшиком, последним (и единственным) действительно удачным инновационным проектом является реализация проекта ГЛОНАСС, который значительно превосходит старый добрый GPS. Однако пока ГЛОНАСС не обкатан и не приобрел массовости об успехе говорить рано. Пока что все могут наблюдать спекуляции со словом «нано», когда ничего не понимающие в этом чиновники лепечут ересь перед такими же хозяйственниками. Реальных специалистов очень мало.

Кстати говоря, всё разгоняются какие-то дурацкие слухи о деноминации национальной валюты – чушь это полная. В современных условиях это нелепо, невозможно и глупо.

Этот момент я видел по телевизору и был немного озадачен. Какая к черту деноминация? Деноминация это отрезание нулей, а слухи идут о неизбежном росте инфляции после того, как в апреле-мае 2008 года будут отпущены цены, замороженные административным ресурсом перед выборами в Госдуму. Зато ни слова неправды в речи нет =)

Что делают центральные федеральные органы на местах, на территориях, при поддержке территориальных и местных органов – это просто ужас. До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить со взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам – к кому только ни нужно ходить, ужас какой-то просто!

Последнюю цитату однозначно надо добавить в цитатник =) А про поборы – это ведь действительно так и самое обидное что обыватели считают это нормой.

Вдумайтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги: в этой системе [госуправления]работает около 25 миллионов человек, и это более трети общего числа работающих в стране. ... Очевидно и то, что государству не по силам, да и ни к чему такой колоссальный государственный сектор.

Неужели армия чиновников все-таки будет разогнана? Беда в том, что сейчас нет кадров, которые смогут ее заменить. Кварифицированные и образованные люди есть, но практика у них отсутствует, а правопреемники смогут научить их только своим приемам и все вернется на круги своя.

Под конец, как всегда, самое интересное:

Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени. Отвечая на ваши аплодисменты, скажу больше, обращаясь и к Правительству, и к депутатам Федерального Собрания: мы должны в том числе стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС.

Упрощение необходимо. Я на память помню диаметрально противоположную арбитражную практику всех регионов России по некоторым налоговым казусам и могу вспомнить когда и в какой области практика поменялась в течении одного дня. То есть если предприятие ушло в определенную область и не заплатило налоги, применив соответствующую схему, то отсудить там долг нельзя, а в соседней области – легко.

Про НДС заявление просто замечательное. Налог на добавленную стоимость уже много лет не является налогом на добавленную стоимость – это различные проценты, которые берутся за совершение сделки, оказание услуг и тому подобное. Для начала неплохо было бы переименовать этот налог или хотя бы привести в соответствие с названием.

Установить единую ставку НДС нельзя. Кроме того, что это поломает существующую налоговую систему в корне, это просто несправедливо. Например, сейчас производитель кожаных сумок и детских кроваток платят разный НДС: 18 и 10 процентов соответственно и это справедливо. Зачем их уравнивать, если налицо разница в предмете и социальной значимости их деятельности?

Необходимо продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства, в том числе от произвола чиновников.

То есть зарплата им будет повышаться еще. Завидую черной завистью =)

Уже в ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации – равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий.
Важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития: в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, – а также создание сети инновационных территориально-производственных комплексов, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры. 

Ура, ура, Поволжье на первом месте! А почему? Потому что сейчас наш регион глубже всех в заднице.

Работа здесь рассчитана на годы. И она обязательно продолжится – ... за счёт развития российской многопартийной системы.
Её характер в будущем будет определяться несколькими крупными политическими партиями.

Пока и если существующая доминирующая партия – «Единая Россия» не подорвет доверие к себе среднего класса, она будет оставаться единственной по-настоящему крупной партией. Сейчас оснований для возникновения иных крупных партий нет.

Новые американские базы – в Румынии, Болгарии, новый позиционный район ПРО в Польше скоро будет, видимо, создан, и в Чехии – его элементы.
Нас пытаются убедить, что все эти действия не направлены против России. Никаких реальных шагов для поиска компромисса мы не видим до сих пор. И нас фактически ставят перед необходимостью ответных действий, вынуждают принимать соответствующие решения.
В ближайшие годы в России должно быть развернуто производство новых видов вооружений, не уступающих по своим качественным характеристикам имеющимся в распоряжении других государств, а в ряде случаев – превышающих эти характеристики. Использование новейших технологий потребует и переосмысления стратегии строительства Вооруженных Сил. Ведь передовые научные разработки в области био-, нано- и информационных технологий могут привести к революционным изменениям в области вооружений.

Путин В.В. – однозначно не паникер и высказывания на тему угрозы в военном плане бывшего работника службы госбезопасности глупо игнорировать. Все это довольно грустно, ведь фактически это означает состояние готовности к масштабным военым действиям очередной мировой войне. А упоминания про био-, нано- и информационные технологии подтверждают старый анекдот о том, что четвертая мировая война будет вестись с помощью каменных топоров.

Вместе с тем, хочется верить, что древняя как фекалии мамонта армейская система будет значительно реформирована. Сегодняшняя армия – марширующая толпа солдат, ходящих строем с АК-47 уже не представляет угрозы ни для одной страны. Ядерное и биологическое оружие для массового уничтожения, спецназ для деликатных операций – вот современное оружие. Если вовремя не изменить приоритеты, будет как во Вторую мировую – как же удивились чапаевцы, браво поскакав с саблями на немецкие танки!

Мы наблюдаем, как, прикрываясь высокими лозунгами свободы, открытого общества, подчас уничтожаются суверенитет стран и целых регионов, как под громкую риторику о свободе торговли и инвестиций в самих развитых экономиках и странах усиливается политика протекционизма.
Разворачивается и ожесточенная борьба за ресурсы. И во многих конфликтах, внешнеполитических акциях, дипломатических демаршах «пахнет» газом и нефтью.

Смачный плевок в сторону Америки и Англии. Хотя после известного выступления в Германии они вряд ли удивятся.

Выступление Президента получилось сильным и многообещающим. Ни один нелицеприятный вопрос не был скрыт, вся грязь была вытащена наружу и равномерно разбрызгана на всех по заслугам. По сравнению с аналогичными спичами прошлого главы государства настоящее выступление является прорывом. А отсутствие конкретики в планах, недостаточное внимание иным острым проблемам регионов можно простить – все-таки это долгосрочный план, наверное имелось ввиду что тогда таких проблем не будет.

Спасибо.